Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

Применение методов диагностики расстройств чтения и письма в российских популяционных исследованиях

https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669

Аннотация

Дислексия (расстройство навыка чтения) и дисграфия (расстройство навыка письма) представляют собой распространенную проблему обучения детей в общеобразовательных школах. Информация о распространенности этих состояний неоднозначная, представленные в отечественной логопедической литературе данные расходятся с результатами немногочисленных зарубежных работ, в связи с чем особую актуальность приобретают популяционные исследования. Представлены обзор отечественной методологической базы с перспективой применения в популяционном исследовании и международные подходы к проведению популяционных скринингов.

Об авторах

Г. А. Каркашадзе
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Каркашадзе Георгий Арчилович, к.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



М. А. Куракина
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»; Московский городской педагогический университет
Россия

Куракина Марина Александровна, младший научный сотрудник, логопед отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии 

119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, стр. 1


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Л. С. Намазова-Баранова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»; РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна, д.м.н., профессор, академик Российской академии наук

 

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Е. А. Вишнева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»; РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

Вишнева Елена Александровна, д.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Е. В. Кайтукова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»; РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

Кайтукова Елена Владимировна, к.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



К. Е. Эфендиева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»; РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

Эфендиева Камилла Евгеньевна, к.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Т. Ю. Гогберашвили
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Гогберашвили Тинатин Юзовна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Т. А. Салимгареева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Салимгареева Татьяна Амирановна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



С. Х. Садиллоева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Садиллоева Сафарбегим Худодовна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Т. А. Константиниди
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Константиниди Татьяна Анатольевна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Н. Е. Сергеева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Сергеева Наталия Евгеньевна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Ю. Е. Казанцева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Казанцева Юлия Евгеньевна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Е. С. Зиброва
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Зиброва Елена Сергеевна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить. 



Список литературы

1. Lyon GR, Shaywitz SE, Shaywitz BA. A definition of dyslexia. Ann Dyslexia. 2003;53:1–14.

2. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision. Available online: icd.who.int/browse10/2019/en. Accessed on December 13, 2023.

3. Peterson RL, Pennington BF. Developmental dyslexia. Lancet. 2012;379(9830):1997–2007. doi: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(12)60198-6

4. Hulme C, Snowling MJ. Reading disorders and dyslexia. Curr Opin Pediatr. 2016;28(6):731–735. doi: https://doi.org/10.1097/MOP.0000000000000411

5. Nation K, Cocksey J, Taylor JSH, Bishop DVM. A longitudinal investigation of early reading and language skills in children with poor reading comprehension. J Child Psychol Psychiatry. 2010;51(9):1031–1039. doi: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2010.02254.x

6. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1998. — 680 с.

7. Döhla D, Heim S. Developmental Dyslexia and Dysgraphia: What can We Learn from the One About the Other? Front Psychol. 2016;6:2045. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.02045

8. Pennington BF, Bishop DV. Relations among speech, language, and reading disorders. Ann Rev Psychol. 2009;60:282–306. doi: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.60.110707.163548

9. Nash HM, Hulme C, Gooch D, Snowling MJ. Preschool language profiles of children at family risk of dyslexia: continuities with SLI. J Child Psychol Psychiatry. 2013;54(9):958–968. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12091

10. Hulme C, Nash HM, Gooch DC, et al. The foundations of literacy development in children at family risk of dyslexia. Psychol Sci. 2015;26(12):1877–1886. doi: https://doi.org/10.1177/0956797615603702

11. Snowling MJ, Duff FJ, Nash HM, Hulme C. Language profiles and literacy outcomes of children with resolving, emerging or persisting language impairment. J Child Psychol Psychiatry. 2015;57(12):1360–1369. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12497

12. Catts H, Adlof S, Ellis Weismer S. Language deficits in poor comprehenders: a case of for the simple view. J Speech Lang Hear Res. 2006;49(2):278–293. doi: https://doi.org/10.1044/1092-4388(2006/023)

13. Clarke P, Snowling M, Truelove E, Hulme C. Ameliorating children’s reading comprehension difficulties: a randomised controlled trial. Psychol Sci. 2010;21(8):1106–1116. doi: https://doi.org/10.1177/0956797610375449

14. Bishop DV, Snowling MJ. Developmental dyslexia and specific language impairment: same or different? Psychol Bull. 2004;130(6):858–886. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.6.858

15. Bishop DV, Adams C. A prospective study of the relationship between specific language impairment, phonological disorders and reading retardation. J Child Psychol Psychiatry. 1990;31(7):1027–1050. doi: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1990.tb00844.x

16. Hongyao HE, Chun JI, Xiaoyan G, et al. Asso-ciative gene networks reveal novel candidates important for ADHD and dyslexia comorbidity. BMC Med Genomics. 2023;16(1):208. doi: https://doi.org/10.1186/s12920-023-01502-1

17. Margari L, Buttiglione M, Craig F, et al. Neuro-psychopathological comorbidities in learning disorders. BMC Neurol. 2013;13:198. doi: https://doi.org/10.1186/1471-2377-13-198

18. Flapper BC, Schoemaker MM. Developmental coordination disorder in children with specific language impairment: comorbidity and impact on quality of life. Res Dev Disabil. 2013;34(2):756–763. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.10.014

19. Cheng HC, Chen HY, Tsai CL, et al. Comorbidity of motor and language impairments in preschool children of Taiwan. Res Dev Disabil. 2009;30(5):1054–1061. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2009.02.008

20. Matthews M, Nigg JT, Fair DA. Attention deficit hyperactivity disorder. Curr Top Behav Neurosci. 2014;16:235–266. doi: https://doi.org/10.1007/7854_2013_249

21. Speech and Language Disorders in Children: Implications for the Social Security Administration’s Supple-mental Security Income Program. Rosenbaum S, Simon P, eds. Washington (DC): National Academies Press (US); 2016.

22. Tsui KW, Lai KY, Lee MM, et al. Prevalence of motor problems in children with attention deficit hyperactivity disorder in Hong Kong. Hong Kong Med J. 2016;22(2):98–105. doi: https://doi.org/10.12809/hkmj154591

23. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Adults and Children. Adler LA, Spencer TJ, Wilens TE, eds. Cambridge: Cambridge University Press; 2015. 392 p.

24. Tosto MG, Momi SK, Asherson P, Malki K. A systematic review of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and mathematical ability: current findings and future implications. BMC Med. 2015;13:204. doi: https://doi.org/10.1186/s12916-015-0414-4

25. Biotteau M, Danna J, Baudou É, et al. Developmental coordination disorder and dysgraphia: signs and symptoms, diagnosis, and rehabilitation. Neuropsychiatr Dis Treat. 2019;15:1873–1885. doi: https://doi.org/10.2147/NDT.S120514

26. Chung PJ, Patel DR, Nizami I. Disorder of written expression and dysgraphia: definition, diagnosis, and management. Transl Pediatr. 2020;9(Suppl 1):S46–S54. doi: https://doi.org/10.21037/tp.2019.11.01

27. Mayes SD, Calhoun SL. Learning, attention, writing, and processing speed in typical children and children with ADHD, autism, anxiety, depression, and oppositional-defiant disorder. Child Neuropsychol. 2007;13(6):469–493. doi: https://doi.org/10.1080/09297040601112773

28. Каркашадзе Г.А., Гогберашвили Т.Ю., Константиниди Т.А. и др. Одномоментное популяционное исследование распространенности легких когнитивных нарушений у детей среднего школьного возраста // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2023. — Т. 78. — № 4. — C. 329–347. — doi: https://doi.org/10.15690/vramn12460

29. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // Педиатрическая фармакология. — 2011. — Т. 8. — № 5. — С. 37–41.

30. Weindrich D, Jennen-Steinmetz C, Laucht M, et al. Epidemiology and prognosis of specific disorders of language and scholastic skills. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2000;9(3):186–194. doi: https://doi.org/10.1007/s007870070042

31. Shaywitz SE, Shaywitz JE, Shaywitz BA. Dyslexia in the 21st century. Curr Opin Psychiatry. 2021;34(2):80–86. doi: https://doi.org/10.1097/YCO.0000000000000670

32. International Dyslexia Association. Available online: https://dyslexiaida.org. Accessed on December 13, 2023.

33. Europian Dislexia Association. Available online: https://edainfo.eu/what-is-dyslexia. Accessed on December 13, 2023.

34. Tomblin JB, Records NL, Buckwalter P, et al. (1997). Prevalence of specific language impairment in kindergarten children. J Speech Lang Hear Res. 1997;40(6):1245–1260. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4006.1245

35. Norbury CF, Gooch D, Wray C, et al. The impact of nonverbal ability on prevalence and clinical presentation of language disorder: evidence from a population study. J Child Psychol Psychiatry. 2016;57(11):1247–1257. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12573

36. Katusic SK, Colligan RC, Barbaresi WJ, et al. Incidence of reading disability in a population-based birth cohort, 1976–1982, Rochester, Minn. Mayo Clin Proc. 2001;76(11):1081–1092. doi: https://doi.org/10.4065/76.11.1081

37. Shaywitz SE, Shaywitz BA, Fletcher JM, Escobar MD. Prevalence of reading disability in boys and girls. Results of the Connecticut Longitudinal Study. JAMA. 1990;264(8):998–1002.

38. Katusic SK, Colligan RC, Weaver AL, Barbaresi WJ. The forgotten learning disability: epidemiology of written-language disorder in a population-based birth cohort (1976–1982), Rochester, Minnesota. Pediatrics. 2009;123(5):1306–1313. doi: https://doi.org/10.1542/peds.2008-2098

39. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. DSM-5. Washington, DC; London, England: American Psychiatric Publishing; 2015. 947 p.

40. Progress in International Reading Literacy Study. Available online: https://pirls2021.org. Accessed on December 13, 2023.

41. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. — М.; 2009. — 44 с.

42. PISA 2018 results. Available online: https://www.oecd.org/pisa. Accessed on December 13, 2023.

43. Каркашадзе Г.А., Сергеева Н.Е., Намазова-Баранова Л.С. и др. Цифровая активность подростков и ее связь с когнитивноэмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами: одномоментное исследование // Вопросы современной педиатрии. — 2022. — Т. 21. — № 6. — С. 501–513. — doi: https://doi.org/10.15690/vsp.v21i6.2504

44. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие. — СПб.: Изд-во Политехнического университета; 2010. — 70 с.

45. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев; 2008. — 128 с.

46. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие. — СПб.: СОЮЗ; 2001. — 224 с.

47. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай; 2001.

48. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ; 2002. — 136 с.

49. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2010. — № 4. — С. 198–202.

50. Примерные программы начального общего образования / cост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. — М.: Дрофа, 1998. — 64 с.

51. Branching Minds. Available online: https://www.branchingminds.com. Accessed on December 13, 2023.

52. Loizzo A, Zaccaria V, Caravale B, Di Brina C. Validation of the Concise Assessment Scale for Children’s Handwriting (BHK) in an Italian Population. Children (Basel). 2023;10(2):223. doi: https://doi.org/10.3390/children10020223

53. Devillaine L, Lambert R, Boutet J, et al. Analysis of Graphomotor Tests with Machine Learning Algorithms for an Early and Universal Pre-Diagnosis of Dysgraphia. Sensors. 2021;21(21):7026. dol: https://doi.org/10.3390/s21217026

54. Barrington E, Sarkisian SM, Feldman HM, Yeatman JD. Rapid Online Assessment of Reading (ROAR): Evaluation of an Online Tool for Screening Reading Skills in a Developmental-Behavioral Pediatrics Clinic. J Dev Behav Pediatr. 2023;44(9):e604–e610. doi: https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000001226

55. Asselborn T, Gargot T, Kidziński Ł, et al. Automated human-level diagnosis of dysgraphia using a consumer tablet. NPJ Digital Med. 2018;1:42. doi: https://doi.org/10.1038/s41746-018-0049-x


Рецензия

Для цитирования:


Каркашадзе Г.А., Куракина М.А., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., Кайтукова Е.В., Эфендиева К.Е., Гогберашвили Т.Ю., Салимгареева Т.А., Садиллоева С.Х., Константиниди Т.А., Сергеева Н.Е., Казанцева Ю.Е., Зиброва Е.С. Применение методов диагностики расстройств чтения и письма в российских популяционных исследованиях. Педиатрическая фармакология. 2023;20(6):597–607. https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669

For citation:


Karkashadze G.A., Kurakina M.A., Namazova-Baranova L.S., Vishneva E.A., Kaytukova E.V., Efendieva K.E., Gogberashvili T.Yu., Salimgareeva T.A., Sadilloeva S.H., Konstantinidi T.A., Sergeeva N.E., Kazanceva J.E., Zibrova E.S. The application of diagnostic methods for disturbance of reading and writing in Russian population studies. Pediatric pharmacology. 2023;20(6):597–607. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669

Просмотров: 254


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)