Применение методов диагностики расстройств чтения и письма в российских популяционных исследованиях
https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669
Аннотация
Дислексия (расстройство навыка чтения) и дисграфия (расстройство навыка письма) представляют собой распространенную проблему обучения детей в общеобразовательных школах. Информация о распространенности этих состояний неоднозначная, представленные в отечественной логопедической литературе данные расходятся с результатами немногочисленных зарубежных работ, в связи с чем особую актуальность приобретают популяционные исследования. Представлены обзор отечественной методологической базы с перспективой применения в популяционном исследовании и международные подходы к проведению популяционных скринингов.
Об авторах
Г. А. КаркашадзеРоссия
Каркашадзе Георгий Арчилович, к.м.н.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
М. А. Куракина
Россия
Куракина Марина Александровна, младший научный сотрудник, логопед отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии
119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, стр. 1
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Л. С. Намазова-Баранова
Россия
Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна, д.м.н., профессор, академик Российской академии наук
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Е. А. Вишнева
Россия
Вишнева Елена Александровна, д.м.н.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Е. В. Кайтукова
Россия
Кайтукова Елена Владимировна, к.м.н.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
К. Е. Эфендиева
Россия
Эфендиева Камилла Евгеньевна, к.м.н.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Т. Ю. Гогберашвили
Россия
Гогберашвили Тинатин Юзовна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Т. А. Салимгареева
Россия
Салимгареева Татьяна Амирановна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
С. Х. Садиллоева
Россия
Садиллоева Сафарбегим Худодовна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Т. А. Константиниди
Россия
Константиниди Татьяна Анатольевна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Н. Е. Сергеева
Россия
Сергеева Наталия Евгеньевна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Ю. Е. Казанцева
Россия
Казанцева Юлия Евгеньевна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Е. С. Зиброва
Россия
Зиброва Елена Сергеевна
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Список литературы
1. Lyon GR, Shaywitz SE, Shaywitz BA. A definition of dyslexia. Ann Dyslexia. 2003;53:1–14.
2. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision. Available online: icd.who.int/browse10/2019/en. Accessed on December 13, 2023.
3. Peterson RL, Pennington BF. Developmental dyslexia. Lancet. 2012;379(9830):1997–2007. doi: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(12)60198-6
4. Hulme C, Snowling MJ. Reading disorders and dyslexia. Curr Opin Pediatr. 2016;28(6):731–735. doi: https://doi.org/10.1097/MOP.0000000000000411
5. Nation K, Cocksey J, Taylor JSH, Bishop DVM. A longitudinal investigation of early reading and language skills in children with poor reading comprehension. J Child Psychol Psychiatry. 2010;51(9):1031–1039. doi: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2010.02254.x
6. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1998. — 680 с.
7. Döhla D, Heim S. Developmental Dyslexia and Dysgraphia: What can We Learn from the One About the Other? Front Psychol. 2016;6:2045. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.02045
8. Pennington BF, Bishop DV. Relations among speech, language, and reading disorders. Ann Rev Psychol. 2009;60:282–306. doi: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.60.110707.163548
9. Nash HM, Hulme C, Gooch D, Snowling MJ. Preschool language profiles of children at family risk of dyslexia: continuities with SLI. J Child Psychol Psychiatry. 2013;54(9):958–968. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12091
10. Hulme C, Nash HM, Gooch DC, et al. The foundations of literacy development in children at family risk of dyslexia. Psychol Sci. 2015;26(12):1877–1886. doi: https://doi.org/10.1177/0956797615603702
11. Snowling MJ, Duff FJ, Nash HM, Hulme C. Language profiles and literacy outcomes of children with resolving, emerging or persisting language impairment. J Child Psychol Psychiatry. 2015;57(12):1360–1369. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12497
12. Catts H, Adlof S, Ellis Weismer S. Language deficits in poor comprehenders: a case of for the simple view. J Speech Lang Hear Res. 2006;49(2):278–293. doi: https://doi.org/10.1044/1092-4388(2006/023)
13. Clarke P, Snowling M, Truelove E, Hulme C. Ameliorating children’s reading comprehension difficulties: a randomised controlled trial. Psychol Sci. 2010;21(8):1106–1116. doi: https://doi.org/10.1177/0956797610375449
14. Bishop DV, Snowling MJ. Developmental dyslexia and specific language impairment: same or different? Psychol Bull. 2004;130(6):858–886. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.6.858
15. Bishop DV, Adams C. A prospective study of the relationship between specific language impairment, phonological disorders and reading retardation. J Child Psychol Psychiatry. 1990;31(7):1027–1050. doi: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1990.tb00844.x
16. Hongyao HE, Chun JI, Xiaoyan G, et al. Asso-ciative gene networks reveal novel candidates important for ADHD and dyslexia comorbidity. BMC Med Genomics. 2023;16(1):208. doi: https://doi.org/10.1186/s12920-023-01502-1
17. Margari L, Buttiglione M, Craig F, et al. Neuro-psychopathological comorbidities in learning disorders. BMC Neurol. 2013;13:198. doi: https://doi.org/10.1186/1471-2377-13-198
18. Flapper BC, Schoemaker MM. Developmental coordination disorder in children with specific language impairment: comorbidity and impact on quality of life. Res Dev Disabil. 2013;34(2):756–763. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.10.014
19. Cheng HC, Chen HY, Tsai CL, et al. Comorbidity of motor and language impairments in preschool children of Taiwan. Res Dev Disabil. 2009;30(5):1054–1061. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2009.02.008
20. Matthews M, Nigg JT, Fair DA. Attention deficit hyperactivity disorder. Curr Top Behav Neurosci. 2014;16:235–266. doi: https://doi.org/10.1007/7854_2013_249
21. Speech and Language Disorders in Children: Implications for the Social Security Administration’s Supple-mental Security Income Program. Rosenbaum S, Simon P, eds. Washington (DC): National Academies Press (US); 2016.
22. Tsui KW, Lai KY, Lee MM, et al. Prevalence of motor problems in children with attention deficit hyperactivity disorder in Hong Kong. Hong Kong Med J. 2016;22(2):98–105. doi: https://doi.org/10.12809/hkmj154591
23. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Adults and Children. Adler LA, Spencer TJ, Wilens TE, eds. Cambridge: Cambridge University Press; 2015. 392 p.
24. Tosto MG, Momi SK, Asherson P, Malki K. A systematic review of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and mathematical ability: current findings and future implications. BMC Med. 2015;13:204. doi: https://doi.org/10.1186/s12916-015-0414-4
25. Biotteau M, Danna J, Baudou É, et al. Developmental coordination disorder and dysgraphia: signs and symptoms, diagnosis, and rehabilitation. Neuropsychiatr Dis Treat. 2019;15:1873–1885. doi: https://doi.org/10.2147/NDT.S120514
26. Chung PJ, Patel DR, Nizami I. Disorder of written expression and dysgraphia: definition, diagnosis, and management. Transl Pediatr. 2020;9(Suppl 1):S46–S54. doi: https://doi.org/10.21037/tp.2019.11.01
27. Mayes SD, Calhoun SL. Learning, attention, writing, and processing speed in typical children and children with ADHD, autism, anxiety, depression, and oppositional-defiant disorder. Child Neuropsychol. 2007;13(6):469–493. doi: https://doi.org/10.1080/09297040601112773
28. Каркашадзе Г.А., Гогберашвили Т.Ю., Константиниди Т.А. и др. Одномоментное популяционное исследование распространенности легких когнитивных нарушений у детей среднего школьного возраста // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2023. — Т. 78. — № 4. — C. 329–347. — doi: https://doi.org/10.15690/vramn12460
29. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // Педиатрическая фармакология. — 2011. — Т. 8. — № 5. — С. 37–41.
30. Weindrich D, Jennen-Steinmetz C, Laucht M, et al. Epidemiology and prognosis of specific disorders of language and scholastic skills. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2000;9(3):186–194. doi: https://doi.org/10.1007/s007870070042
31. Shaywitz SE, Shaywitz JE, Shaywitz BA. Dyslexia in the 21st century. Curr Opin Psychiatry. 2021;34(2):80–86. doi: https://doi.org/10.1097/YCO.0000000000000670
32. International Dyslexia Association. Available online: https://dyslexiaida.org. Accessed on December 13, 2023.
33. Europian Dislexia Association. Available online: https://edainfo.eu/what-is-dyslexia. Accessed on December 13, 2023.
34. Tomblin JB, Records NL, Buckwalter P, et al. (1997). Prevalence of specific language impairment in kindergarten children. J Speech Lang Hear Res. 1997;40(6):1245–1260. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4006.1245
35. Norbury CF, Gooch D, Wray C, et al. The impact of nonverbal ability on prevalence and clinical presentation of language disorder: evidence from a population study. J Child Psychol Psychiatry. 2016;57(11):1247–1257. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12573
36. Katusic SK, Colligan RC, Barbaresi WJ, et al. Incidence of reading disability in a population-based birth cohort, 1976–1982, Rochester, Minn. Mayo Clin Proc. 2001;76(11):1081–1092. doi: https://doi.org/10.4065/76.11.1081
37. Shaywitz SE, Shaywitz BA, Fletcher JM, Escobar MD. Prevalence of reading disability in boys and girls. Results of the Connecticut Longitudinal Study. JAMA. 1990;264(8):998–1002.
38. Katusic SK, Colligan RC, Weaver AL, Barbaresi WJ. The forgotten learning disability: epidemiology of written-language disorder in a population-based birth cohort (1976–1982), Rochester, Minnesota. Pediatrics. 2009;123(5):1306–1313. doi: https://doi.org/10.1542/peds.2008-2098
39. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. DSM-5. Washington, DC; London, England: American Psychiatric Publishing; 2015. 947 p.
40. Progress in International Reading Literacy Study. Available online: https://pirls2021.org. Accessed on December 13, 2023.
41. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. — М.; 2009. — 44 с.
42. PISA 2018 results. Available online: https://www.oecd.org/pisa. Accessed on December 13, 2023.
43. Каркашадзе Г.А., Сергеева Н.Е., Намазова-Баранова Л.С. и др. Цифровая активность подростков и ее связь с когнитивноэмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами: одномоментное исследование // Вопросы современной педиатрии. — 2022. — Т. 21. — № 6. — С. 501–513. — doi: https://doi.org/10.15690/vsp.v21i6.2504
44. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие. — СПб.: Изд-во Политехнического университета; 2010. — 70 с.
45. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев; 2008. — 128 с.
46. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие. — СПб.: СОЮЗ; 2001. — 224 с.
47. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай; 2001.
48. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ; 2002. — 136 с.
49. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2010. — № 4. — С. 198–202.
50. Примерные программы начального общего образования / cост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. — М.: Дрофа, 1998. — 64 с.
51. Branching Minds. Available online: https://www.branchingminds.com. Accessed on December 13, 2023.
52. Loizzo A, Zaccaria V, Caravale B, Di Brina C. Validation of the Concise Assessment Scale for Children’s Handwriting (BHK) in an Italian Population. Children (Basel). 2023;10(2):223. doi: https://doi.org/10.3390/children10020223
53. Devillaine L, Lambert R, Boutet J, et al. Analysis of Graphomotor Tests with Machine Learning Algorithms for an Early and Universal Pre-Diagnosis of Dysgraphia. Sensors. 2021;21(21):7026. dol: https://doi.org/10.3390/s21217026
54. Barrington E, Sarkisian SM, Feldman HM, Yeatman JD. Rapid Online Assessment of Reading (ROAR): Evaluation of an Online Tool for Screening Reading Skills in a Developmental-Behavioral Pediatrics Clinic. J Dev Behav Pediatr. 2023;44(9):e604–e610. doi: https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000001226
55. Asselborn T, Gargot T, Kidziński Ł, et al. Automated human-level diagnosis of dysgraphia using a consumer tablet. NPJ Digital Med. 2018;1:42. doi: https://doi.org/10.1038/s41746-018-0049-x
Рецензия
Для цитирования:
Каркашадзе Г.А., Куракина М.А., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., Кайтукова Е.В., Эфендиева К.Е., Гогберашвили Т.Ю., Салимгареева Т.А., Садиллоева С.Х., Константиниди Т.А., Сергеева Н.Е., Казанцева Ю.Е., Зиброва Е.С. Применение методов диагностики расстройств чтения и письма в российских популяционных исследованиях. Педиатрическая фармакология. 2023;20(6):597–607. https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669
For citation:
Karkashadze G.A., Kurakina M.A., Namazova-Baranova L.S., Vishneva E.A., Kaytukova E.V., Efendieva K.E., Gogberashvili T.Yu., Salimgareeva T.A., Sadilloeva S.H., Konstantinidi T.A., Sergeeva N.E., Kazanceva J.E., Zibrova E.S. The application of diagnostic methods for disturbance of reading and writing in Russian population studies. Pediatric pharmacology. 2023;20(6):597–607. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2669